Сегодня: 31 августа, среда
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-74

E-mail:

libozersk@yandex.ru

 















 Главная / Библиотекарям / Методические материалы / Выставочная деятельность современной библиотеки:
Семинар-практикум
/ Выставочная деятельность библиотеки:
Сохранение традиций и новации

Выставочная деятельность библиотеки:
Сохранение традиций и новации

Костоусова О.А., гл.библиотекарь по работе

с библиотеками Озёрского городского округа

 

 

В практику мероприятий, проводимых в рамках повышения квалификации библиотечных работников городского округа, прочно входят активные формы. На базе МУК «ЦБС» в последние годы прошли тренинг-семинар, мастер-класс, творческая лаборатория. Анкетирование  показало интерес коллег к активным формам методических мероприятий.

В марте 2006 года рассматривалась тема разнообразия современных форм  массовой работы на творческой лаборатории, был представлен опыт коллег по использованию игровых, устных  форм. Сегодня мы проводим семинар-практикум, посвященный выставочной деятельности.

Выставка в библиотеке - самое популярное и одно из базовых средств доведения информации до пользователей. По выставкам можно судить о стиле деятельности библиотеки – творческом  либо формальном, об отношении к читателю.

Библиотечная выставка существует как самостоятельная наглядная форма массовой работы, а может быть частью (дополнением) к крупному массовому мероприятию.

Понятие «книжная выставка» сегодня уходит в прошлое. Это связано с появление в фондах помимо печатных документов нетрадиционных носителей информации: электронных, видео документов и пр. Сегодня специалисты предлагают использовать термин «библиотечная выставка».

Главная цель выставочной деятельности библиотеки – раскрытие фонда. Задачи – продвижение чтения, облегчение поиска необходимой информации, привлечение внимания  к той или иной проблеме, тому или иному документу.

Основные требования к выставочной работе (свойства):

- комфортность (создание благоприятных возможностей для работы с носителями информации, т.е. гармоничной библиотечной среды)

- наглядность (представление документа в режиме открытого доступа; представление образа документа в опосредованном виде: библиографический список, плакат; библиографическое описание документа в каталогах и картотеках)

-доступность (предоставление возможности изучения демонстрируемых документов; способы группировки документов)

-  оперативность (оперативность отражения информации)

            Целевое и читательское назначение выставок является, по мнению специалистов, определяющим и связано с осознанием в библиотечном обслуживании установок на определенный вид информационных потребностей. Среди них выделяют профессиональные и непрофессиональные.

Профессиональные: отраслевые и межотраслевые (в помощь научной, производственной, учебной деятельности; в помощь профессиональному самообразованию).

Непрофессиональные: любительские, досуговые, семейно-бытовые; обусловленные общественной деятельностью, самообразовательные, культурные (наращивание культурного багажа), информационные общего характера, развлекательные.

В основу характеристики выставок положены разные признаки. В специальной литературе представлены различные подходы к классификации б/выставок, при этом обозначены основные признаки:

•   хронологический (текущие и ретроспективные);

•   содержательный (тематический: универсальные и отраслевые);

•   количественный (большие, локальные, малые, одного документа); 

•   адресный (стационарные, выездные, передвижные, кольцевые);

•   временной (регулярные, разовые);

•   жанровый (смешанные, журнальные, сериальные, кино-фото-фонодокументов и др.);

•   топографический (закрепленный за определенным структурным подразделением);

• организационный (самостоятельные и являющиеся составной частью комплексных мероприятий);

•   конструкционный (ординарные, планшеты, развалы, витрины);

•   по характеру (краеведческие, отраслевые, любительские увлечения и досуг; выставка—презентация собственных библиотечно-библиографических услуг, оказываемых пользователям библиотек; одной книги, персоналий и др.).

            Библиотечная выставка является одним из способов воздействия на информационное поведение читателя. Механизм психологического воздействия специалисты библиотечного дела представляют в виде следующих составляющих:

1) Привлечение внимания. Библиотечная выставка может вызвать непроизвольное внимание пользователя своим броским оформлением, музыкальным или голосовым сопровождением, однако следует избегать насыщенности. Другой способ – изменение ее обычного места расположения, конфигурации оборудования. Важно! Постоянная экспозиция цикла выставок в одном и том же месте вызывает привыкание читателя, от чего  от внимания может ускользнуть смена выставок (особенно при типовом оформлении). Привлекает адресное обращение к различным категориям пользователей.

2) Поддержание интереса

3) Проявление эмоций

4) Убеждение

5) Принятие решения

6) Действие – выбор документа, источника информации

 

Библиотечная выставка — это результат информационной деятельности, и она включает в себя ряд этапов, как и любая другая деятельность:

1. планирование;

2. подготовка и рекламирование;

3. проведение;

4. подведение итогов и оценка, на основе которых проводится дальнейшая корректировка и прогнозирование деятельности.

 

Осмысленное формирование замысла библиотечной выставки так же, в свою очередь,  предполагает определенные правильные шаги:

1 шаг - уточнение проблематики выставки. Вопрос, которому будет посвящена выставка, должен иметь проблемный характер, то есть требующий изучения, исследования.

2 шаг -  изучение содержания проблемы, которую необходимо раскрыть перед читателями.  Правилом должно стать условие, что ни одна книга, статья или другой материал не появятся на выставке, если содержание данного источника не известно библиотекарю, не ясна точка зрения автора. Следует определить основные аспекты проблемы, представляющие собой возможные разделы выставки. При этом нельзя экономить на затратах по изучению содержания проблемы или пренебрегать отдельными процессами.  Иначе неизбежны просчеты.

3 шаг - разработка концепции выставки.  Обдумываются и отбираются необходимые для экспозиции документы, определяются оформительские средства, с помощью которых можно  воплотить общий замысел, передать необходимые идеи, образы. При этом все элементы выставки должны иметь предельно точное назначение, производить задуманное впечатление и подводить читателя к выводам, на которые рассчитывает библиотекарь.

 

Формирование концепции выставки можно считать завершенным, если вы готовы ответить на три вопроса:

1.  Что хотите сказать?

2.  Для чего и кого готовите библиотечную выставку?

3.  Каким  образом  предполагаете выразить  свою  позицию?

 

            Структура выставки Принцип от общего к частному, от простого к сложному… Должна соблюдаться логика в расположение разделов. Главное требование – структура должна способствовать раскрытию содержания темы и акцентировать внимание на наиболее важных проблемах. При этом, как правило, один из разделов носит краеведческий характер.

Выбор заглавия – важный, можно сказать ключевой момент. Названия играют огромную роль в привлечении внимания читателей и связаны с формированием установок на восприятие.

Знаменитый исследователь  рекламы Альфред Полету на   вопрос, какие элементы печатной   рекламы являются самыми важными, сказал, что «самыми  важными являются заголовки,  поскольку некоторые люди читают  только их».

Выбор заголовка для библиотечной выставки осуществляется после того, как определяется основная идея и подобрана литература. Поиск цитат и названий для планируемых выставок не целесообразен, т.к. в процессе подбора литературы может измениться  концепция выставки, и заголовок перестанет отвечать содержанию.

В практике чаще всего используют названия, отражающие тематику или проблему выставки. Например:            

- в названии типа "Новые информационные технологии в учебном процессе" отражена тематика;

- в заглавии "Новые информационные технологии в библиотечном                      обслуживании: действительность и ожидания"- наличие проблемы;

- в названии "Новые информационные технологии могут все?" заложены полемика.

Иногда в заглавие выносится читательское назначение: "В помощь учителю начальных классов", "Школьникам о правовом статусе", "В помощь арендатору", "В помощь налогоплательщику".

Существует определенный ряд требований к заголовку библиотечной выставки.

1. Объем заголовка не превышает пяти слов. Стихотворные цитаты необходимо выбирать короткие или, при необходимости, «обрезать» их.

2. Заголовок выставки опосредовано отражает целевое и читательское назначение выставки. Так, выставку литературы к выпускным школьным и вступительным вузовским экзаменам можно назвать «Шпаргалка к экзамену», а экспозиция к юбилеям писателей сказочников может носить заголовок «Сказочный день рождения».

3. Оригинальность заголовка, отсутствие заимствований, собственная фантазия автора выставки позволяют наиболее полно отразить и жизненную позицию библиотекаря, и его видение проблемы, которой посвящена выставка.

4. Необходимо с осторожностью подходить к использованию многозначных заголовков, будь это цитата или оригинальное высказывание. В данном случае целесообразно вводить подзаголовок, разъясняющий смысл общего названия.

Привлекают внимание названия, в которых присутствуют элементы критики, дискуссии, неоднозначности. Например: "Революция!!! Революция??? Революция ...".

Привлекают  нетривиальные формулировки  названий выставок и их расположение.

Расположение выставок отражает их организационную композицию. В практике используются  методы перспективы, обзорности, группировки, насыщенности.

Варианты расположения: П-образный, дуговой, волнообразный, угловой, шахматный; на столах, стеллажах, витринах; дополнительно используются банкетки, стулья, кресла.

 

В расположении заголовка и элементов выставки необходимо учитывать движение глаз слева-направо, сверху-вниз, от крупных элементов к мелким, от темных к светлым, от непривычных форм к привычным. Взрослый человек может сразу охватить около 6 различных  объектов. Специалисты говорят о том, что в глаза бросается левый верхний угол, поэтому наиболее важный материал нужно давать именно там. Кроме того, привлекает внимание середина нижней полки.

Язык библиотечной выставки предполагает определенную последовательность изложения: первый раздел носит установочный характер – он объясняет последующие.

В оформлении библиотечной выставки важны три основных момента:

• техническое оснащение (витрины горизонтальные и вертикальные, столы, стеллажи…)

Взрослый человек может сразу охватить около 6 объектов, но это не значить, что на выставке должно быть 6-10 книг. Узкие витрины (3 книги) мало удобны, взгляд будет перескакивать с полки на полку. Широкие (10-15 книг) тоже неудобны, читатели не могут сразу охватить все книги. Наиболее правильно применять 4-5 полочные витрины, на каждой размещать 5-6 книг.

• компоновка материала (логическая), на 1-е место материал, охватывающий весь вопрос в целом, далее затрагивающие отдельные стороны вопроса

• оформление текстов и материала

 

Требования при оформлении выставки (для книг одинаковых по содержанию) - правильное расположение материалов по формату, цвету, по графическому решению (с рисунком и без рисунка), по общему тону переплета.

Если 2 книги в темных, 3 в светлых тонах – выставка будет распадаться на части, светлую и темную, лучше чередовать цвета. Точно также стоит поступать  с книгами с рисунком и без рисунка.

Размерные соотношения: чередовать книги большего и книги меньшего формата, или группировать крупные по размеру книги в центре. Размещение материала по убывающей или возрастающей степени не рекомендуется. У читателя будет переключаться внимание от содержания на оформление. Нельзя накладывать одну книгу на другую, закрывая её заглавие и обложку.

 

Важную книгу можно выделить:

- путем использования размерных и цветовых соотношений (например: среди книг большого формата книгу маленького формата, среди разноцветных книг одноцветную книгу)

- расстояние между книгами больше по сравнению с обычным расстоянием

- выделение книги на отдельную полку

- размещение  книг в развернутом виде

- применение текстов и иллюстраций

 

            Аксессуары — дополнительные средства, усиливающие воздействие выставки.

Они могут быть:

•  знаковые (различные символы, символьные изображения);

•  предметные (натуральные предметы, детали, модели, макеты, муляжи, бутафории);

•  знаковые и предметные в сочетании;

•  художественные (картины, коллажи, плакаты, иллюстрации, фотографии);

•  декоративные (драпировка, растения, цветы, сувениры);

• конструктивные (средства оргтехники, канцелярские принадлежности; подставки из дерева, оргстекла, металла; закладки, фломастеры и др.).

 

Цветовое решение должно привлекать, но не раздражать и  базироваться на трех условиях: контрасте, гармонии, концепции. К чистым цветам относятся красный, синий, желтый. Наиболее удачные сочетания цветов: черный с желтым, оранжевым, золотым и серебряным; красно-бело-синий; белый на синем, красном, зеленом. Дисгармонию создают следующие сочетания цветов: желтый на красном, синий на желтом. При выборе цветового решения выставки надо учитывать интерьер помещения библиотеки в целом (стены, потолок, пол, мебель, паласы, шторы, светильники).

Красные тона имеют большую наглядность, нежели голубые, а чистые цвета более наглядны, чем тона и оттенки.

Концепция каждой выставки подразумевает собственную цветовую гамму. Так, если выставка посвящена военной тематике, сочетание красного и черного цветов создадут тревожное настроение, черного с золотом (близкое к расцветке Георгиевской ленты) — торжественное и т. д. Заголовки целесообразно выполнять, используя сочетание трех цветов: фон — общая информация — символика.

Наиболее распространенными считаются следующие типы цветовых композиций:

•   двухцветная однотонная (синее с голубым);

•   двухцветная контрастная (черно-белое);

•   трехцветная однотонная (бежевое, коричневое и красное);

• трехцветная однотонно-контрастная (белый, синий, голубой) и, как исключение, четырехцветная.

В более многоцветных композициях случайные цвета могут вызвать пестроту, беспокойность и нарушение единства композиции. Композиции, выполненные в контрастных сочетаниях красного и зеленого, оранжевого и синего, желтого и фиолетового цветов, сами по себе броские, как правило, не используются в сочетании с крупным шрифтом заголовка.

Наиболее четко воспринимаются следующие контрастные сочетания: черный — на желтом фоне, зеленый — на белом, красный — на белом, черный — на белом, желтый — на черном.

Цвет оказывает значительное влияние на ощущения пространства и эмоционального состояния.  Красный цвет создает ощущение близости предмета и вызывает беспокойство. Оранжевый цвет также передает ощущение близости, но вызывает воодушевление. Желтый цвет создает ощущение близости и внушает состояние бодрости. Зеленый цвет отдаляет предмет и вызывает спокойствие. Синий и фиолетовый цвета, как и зеленый, отдаляют предметы, но если синий цвет несет успокоение, то фиолетовый вызывает утомление или агрессивность.

Надписи лучше выполнять в 3-х цветах  (один - для общей   информации, другой – для  основных элементов текста или    используемой символики, третий – фон, лучшее исполнение спокойных тонов);  принимать во внимание ассоциативную реакцию (черный – предупреждает, красный – ощущение опасности);  при выборе цвета надо учесть и  степень популярности цвета на   сегодняшний день, влияние моды

 

И аксессуары, и расположение, и цветовое решение выставки должны органично сочетаться с ее концепцией.

Концептуальность выставки заключена в ее проблемности, содержательности, идеи, названии в сочетании с дизайном.

Отход от типовых образцов, спущенных сверху, неповторимость, своеобразие и оригинальность новых форм, высвечивает необходимость овладение методикой  и технологией выставочной деятельности.

Своеобразие и оригинальность требуют сохранения определенного алгоритма работы. Можно создать красивую концепцию, но, упустив какой-либо технологический момент,  разрушить целиком идею.

Не зная элементарных алгоритмов выставочной деятельности, можно по аналогии воспроизвести чью-то удачную экспозицию, но создать оригинальное произведение, не имеющее себе подобных, трудно.

 


Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"